Аутизм: тревожные знаки

Каждый ребенок особенный. Но случается так, что родителям кажется, что их малыш слишком отличается от других. Иногда их подозрения не беспочвенны. Обратите внимание на перечисленные ниже особенности в поведении и развитии малышей 1,5 – 2,5 лет:

  • не смотрит или кратко смотрит в глаза (трудно «поймать взгляд», смотрит «сквозь»);
  • не реагирует на свое имя (иногда производит впечатление глухого);
  • обращается с окружающими, как с неодушевленными предметами (карабкается по ним, может сделать больно и никак не реагировать на возмущение и т.д.);
  • не интересуется игрушками или играет не так, как другие дети (выставляет предметы в ряд, крутит колеса машин или детали конструктора вместо того, чтобы катать и строить), при этом сильно поглощен своим занятием;
  • не любит играть в совместные игры со взрослыми и другими детьми, не стремится повторять за ними и подражать им, равнодушен к их интересам;
  • может бесцельно перемещаться по комнате, не задерживая ни на чем внимания, сам ничем не интересуется или берет предмет и тут же оставляет его;
  • нет отклика на то, к чему пытаются привлечь его внимание, не смотрит куда показывает взрослый;
  • не делится впечатлениями о том, что заинтересовало или напугало его, не приносит показать что-то близкому;
  • не обращается с просьбами сам и не выполняет просьбы других;
  • не использует указательный жест, вместо того, чтобы показать пальчиком на желаемое, подводит к этому взрослого или толкает его руку в направлении интересующего предмета;
  • привлекает к себе внимание необычным поведением: может ходить на цыпочках, совершать своеобразные движения руками, покачиваться, подпрыгивать, вращаться и многое другое;
  • может производить впечатление гиперактивного, невоспитанного, непослушного, крайне нетерпеливого;
  • трудно приучается к горшку, плохо спит, решительно отказывается от многих продуктов и напитков;
  • необычно реагирует на звуки, боль, прикосновения, запахи, освещение, вкусы (чрезмерно сильно или реакция вовсе отсутствует);
  • может впадать в истерики по непонятным для взрослых причинам (плакать, истошно кричать, кусать себя и близких);
  • не любит перемен в обычном распорядке дня, плохо реагирует на изменение привычного уклада (настаивает на прогулках по одному и тому же маршруту, соблюдении одних и тех же ежедневных «ритуалов» в игре,
  • отстает в речевом развитии: речи нет (не говорит) или говорит мало, речь может появляться и исчезать; производит впечатление, что не понимает то, что ему говорят;
  • если речь есть, то она ни к кому не обращена; разоваривает сам с собой, часто повторяет хорошо знакомые фразы (из мультфильмов, речи близких), повторяет услышанное «как попугай», говорит о себе в третьем или втором лице, не поддерживает диалог.

Описанные здесь специфические черты могут указывать на риск наличия у ребенка аутизма – расстройства, связанного с нарушением способности к общению. Ранняя диагностика аутизма принципиально важна для продуктивной работы с малышом и его будущего. Вы можете пройти скрининг-тест на выявление риска аутизма, а также получить координаты нужных специалистов для индивидуальных консультаций на нашем сайте или обратиться для прохождения теста к педиатру, логопеду, неврологу данной поликлиники.

ПРОЙТИ ТЕСТ M-CHAT

Тест, который во всем мире называется М-CHAT — модифицированный скриннинговый тест на аутизм для детей раннего возраста, применяется с 16 до 30 месяцев. Тест направлен на выявление детей, которые нуждаются во внимательной диагностике сложностей в развитии, в том числе диагностике, направленной на выявление симптомов аутизма.

Он доказал свою эффективность более чем в 25 странах, был апробирован в ходе масштабных исследований и последний раз был модифицирован в 2009 году. М-CHAT занимает минимум времени, может быть применен в разных условиях и не требует специального обучения. М-CHAT является открытым тестом и распространяется бесплатно.

Пройти тест

Диагноз - это инструмент, помогающий перейти от размышления и гипотез относительно состояния человека к действиям. По общему правилу диагноз - понятие динамическое. И несмотря на то, что аутизм остается на всю жизнь, жизнь с аутизмом при совокупности факторов может быть вполне независимой. Именно поэтому диагноз для специалистов, ближайшего окружения семьи служит только поводом для ранней работы с ребенком. Диагноз также помогает внести ясность в понимание поведения ребенка и характера тех трудностей, с которыми он сталикивается.

Психика любого человека развивается благодаря информации, поступающей извне. Аутизм блокирует поступление полной адекватной информации об окружающем.

"Чем раньше, тем лучше" - золотое правило аутизма. При обычном развитии ребенка не нужно ничему учить целенаправленно, все запускается от природы само: ребенок гулит, лепечет, обращается, подражает. При аутизме крайне важно сделать так, чтобы необходимые возрастные навыки появились своевременно и начали работать на развитие ребенка.

Гибкость психики в раннем возрасте позволяет сделать обучение наиболее эффективным. В раннем возрасте есть больше возможностей научить ребенка смотреть в глаза, подражать, играть и т.д. Постепенно, благодаря таким отстроенным навыкам и механизмам, ребенок приобретает возможность получать информацию из внешнего мира и взаимодействовать с ним, приближаясь к норме. Несмотря на то, что аутизм повлиял на его развитие, через раннюю работу мы пытаемся это влияние уменьшить и помочь запуститься тем процессам, которые при типичном развитии бы запустились сами.

Такая работа не навредит ребенку, даже если диагноз в последующем не подтвердится. Одновременно эта работа будет играть решающую роль в его развитии, если речь идет все же об аутизме.

При самостоятельной работе с ребенком и поиске места оказания помощи мы советуем обратить внимание на следующие моменты:

  • избегайте предложений, связанных с "полным излечением" от аутизма
  • решения о фармакотерапии, медикаментозной поддержке ребенка принимаются только опытным врачом
  • в работе с детьми с аутизмом важна индивидуализированность: обратите внимание на то, что специалист должен сначала изучить вашего ребенка, ваши трудности, а затем предлагать способы работы
  • осторожно подходите к новым или экспериментальным методам коррекции и лечения, полагайтесь на научно-обоснованные подходы
  • как родитель вы лучше всего знаете своего ребенка, а значит, являетесь "правой рукой" для специалистов и непосредственно включены в коррекционный процесс
  • В помощь для работы со своим ребенком мы предлагаем следующие ресурсы:

  • Фонд содействия решению проблем аутизма в России "Выход"
  • обратите внимание на множество полезных ссылок фонда "Выход"
  • Благотворительный фонд помощи детям с аутизмом и расстройствами речи "Цветы жизни"
  • Англоязычный сайт крупнейшей организации по проблемам аутизма – Autism speaks, занимающейся финансированием научно-исследовательской деятельности в этом направлении, повышением уровня осведомленности о данной проблеме и отстаивающей интересы людей с аутизмом
  • Полезная литература:

  • Аутичный ребёнок: проблемы в быту. Методические рекомендации по обучению социально-бытовым навыкам аутичных детей и подростков/Под ред. Морозова С.А.
  • Бейкер Брюс Л., Брайтман Алан Дж. Путь к независимости.
  • Гринспен С. , Уидер С. На «ты» с аутизмом.
  • Коэн Ш. Как жить с аутизмом?
  • Крантц П., МакКланнахан Линн И. Расписания для детей с аутизмом.
  • Лорд С. Правила. Не снимай штаны в аквариуме!
  • Морозов С.А. Детский аутизм и основы его коррекции (материалы к спецкурсу).
  • Морозова С.С. Коррекционная работа при осложненных формах детского аутизма.
  • Морозова С.С. Основные аспекты использования АВА при аутизме.
  • Морозова С.С. Составление и использование индивидуальных коррекционных программ для работы с аутичными детьми.
  • Морозова Т.И., Морозов С.А. Мир за стеклянной стеной.
  • Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок: пути помощи.
  • Ньюмен С. Игры и занятия с особым ребенком: руководство для родителей.
  • Сатмари П. Дети с аутизмом.
  • Сельнер И. Синдром Аутизма: пособие для родителей (и не только).
  • Тайны белых воронят: сборник рассказов/ Т.Кондратьева, Н.Иванкова и др.
  • Литература от первого лица:

  • Грендин Т. Отворяя двери надежды. Мой опыт преодоления аутизма.
  • Юхансон И. Особое детство.
  • В вопросах обращения за помощью право представления интересов ребенка лежит на его законных представителях. Как правило, это родители ребенка (иногда это могут быть другие близкие ребенка, однако для этого должны быть соответствующие документы, которые подтверждают право законного представительства). При обращении в наш Центр договор заключается с законным представителем ребенка. Такова юридическая сторона вопроса.

    Одновременно, если абстрагироваться от правовых моментов, роль ближайшего окружения очень велика. В первую очередь, чрезвычайно важна поддержка родителей самого ребенка, которым приходится работать в десять раз больше, тогда как окружающим кажется, что они работают в десять раз меньше. На этапе озвучивания диагноза или риска диагноза, как правило, любая семья чувствует растерянность, обиду, страх, "обреченность", вину, и очень нуждается в поддержке. Решение о том, что делать дальше, может откладываться, не приниматься, в силу того, что семья не чувствует, что можеть справиться с вызовом, не находит мест, где она бы получила помощь, не хочет верить, что у ребенка трудности. Любовь, понимание и забота со стороны близких могут дать дополнительный ресурс родителям и помочь им поверить в свои возможности. Действуя "большой семьей", последовательно выполняя рекомендации специалистов, вы можете добиться значительно больших успехов в работе с ребенком, чем поодиночке.

    Аутизм на сегодняшний день неизлечим. Вопрос заключается в качестве взрослой жизни. В этой связи прогноз может сильно варьировать: от самостоятельной и независимой жизни в обществе при небольшой поддержке по мере необходимости до полной зависимости от постоянного сопровождения и непосредственной помощи других людей в выполнении повседневных дел. На прогноз влияет множество факторов: тяжесть и глубина нарушений, возраст начала вмешательства, его комплексный характер, достаточный объем и продолжительность, правильный выбор основного подхода и вспомогательных методов, тесное сотрудничество специалистов и семьи.

    Именно в силу множества факторов, влияющих на прогноз, мы рекомендуем в работе с детьми с аутизмом ставить конкретные маленькие цели на ближайшие 4-6 месяцев и их достигать, одновременно находясь "здесь и сейчас".

    Периодичность занятий и объем определяются для каждого ребенка индивидуально и зависят от множества факторов: тяжесть нарушения, возраст, уже существующая нагрузка ребенка, данные диагностического наблюдения (пресыщаемость, сформированность учебного поведения и т.д.). Если речь идет о занятиях в Центре, то мы также учитываем финансовые возможности родителей и их готовность работать дома самостоятельно. Для диагностического этапа мы рекомендуем не менее 2 занятий в неделю. На коррекционном этапе количество занятий определяется в индивидуальной программе развития и обсуждается с семьей.

    ДОРОЖНАЯ КАРТА ДЛЯ РОДИТЕЛЯ

    КУДА И КОГДА ОБРАЩАТЬСЯ

    Если вас беспокоит поведение ребенка и закрались малейшие сомнения, обращайтесь за консультацией к специалистам. Для раннего возраста вы можете запросить пройти прескрининговый тест в поликлинике по месту жительства. Вы также можете пройти M-CHAT на нашем сайте. Даже если один специалист просит вас не беспокоиться и подождать, уверяя, что с ребенком все в порядке, запаситесь настойчивостью и терпением и соберите мнение разных специалистов. Если диагноз не подтвердится в будущем, то дополнительная работа с ребенком ему не помешает. В случае же наличия диагноза своевременное коррекционное сопровождение является залогом для будущего развития ребенка. В любом возрасте при необходимости стоит искать поддержку, как со стороны государственных структур, так и среди общественных объединений. Предложенный ниже список является ориентировочным и дает общее представление о том, куда можно обратиться. Практически любая из представленных ниже организацией может оказать ту или иную помощь на ЛЮБОМ возрастном этапе. Их распределение по возрастным этапам носит схематичный характер и связано с обобщением известной нам практики приема.

    Ваш браузер не поддерживает SVG. Your browser does not support SVG.